Современными китайскими и зарубежными учёными принято считать, что календарные корреляции
гексаграмм И цзина появляются лишь в ханьскую эпоху. Наиболее полно эти соотнесения отражены в так называемых апокрифах (讖緯,
чэньвэй), которые обычно относят ко времени династии Хань (подробнее см. [7, с. 166–176]), а также в учениях
Мэн Си (孟喜, I в. до н. э.) и
Цзин Фана (京房, 77–37 до н. э.).
Принцип «Шесть дней, семь частей» (六日七分,
люжи цифэнь) является одним из наиболее важных календарных приложений
И цзина, в особенности в таком течении ицзинистики, как «учение об образах и числах» (象數之學,
сян шу чжи сюэ) ханьской эпохи. Согласно мнению большинства учёных, это календарное истолкование
И цзина принадлежит знаменитому ицзинисту Западной Хань Мэн Си. Его главная идея состоит в том, что 60 гексаграмм (т.е. все 64 гексаграммы за вычетом четырёх «правильных» (正卦,
чжэнгуа[1] Кань 010010 [где 0 - прерванная черта, 1 - целая черта, чтение слева направо соответствует чтению черт снизу вверх. - Прим. Адм.],
Ли 101101,
Чжэнь 100100 и
Дуй 110110) распределяются по дням одного года (365¼, или 365,25 суток), при этом на каждую гексаграмму приходится 6
7/
80 дней, отсюда и название «шесть дней, семь частей» (365,25 суток разделить на 60 гексаграмм равняется 6,0875, или 6
7/
80).
Важным следствием теории «6 дней, 7 частей» является учение о 72 пятидневках (七十二候
цишиэр хоу), которое также приписывается Мэн Си. Суть этой теории состоит в том, что каждый год имеет 24 сезона (приблизительно по 15 дней в каждом)
[2], каждый сезон в свою очередь делится на три пятидневки (候
хоу): начальную, срединную и конечную. Таким образом, всего в году 72
хоу (24 умножить на 3 равняется 72).
Во времена династии Хань 60 гексаграмм (64 гексаграммы минус «правильные»
Чжэнь,
Дуй,
Кань и
Ли) было принято делить на 5 групп: 1)
Тяньцзы 天子,
пи 辟 или
цзюнь 君 (государь, правитель); 2)
Гун 公 (государь, князь, герцог); 3)
Хоу 侯,
чжухоу 諸侯 (феодал, князь, маркиз); 4)
Цин 卿 (сановник); 5)
Дафу 大夫 (сановник среднего класса). Поскольку 60 гексаграмм ставятся в соответствие годичному кругу, то каждая гексаграмма соответствует определённому времени какого-либо сезона, т.е. каждая гексаграмма представляет одну пятидневку-
хоу[3]. За каждой пятидневкой закреплён какой-либо образ из жизни природы (см. приложение).
Фэн Юлань (1895–1990) в своём фундаментальном труде «A history of Chinese philosophy», говоря об ицзинистике эпохи Хань, приводит ряд соотношений, связывающих 64 гексаграммы, двенадцать земных ветвей (地支
ди чжи), месяцы и стороны света
[4]:
Месяцы |
Земные ветви |
Направления |
№№ гексаграмм |
1 |
Инь, 寅 |
Север-Восток-Восток |
62, 4, 42, 53, 11 |
2 |
Мао, 卯 |
Восток |
5, 17, 35, 40, 34 |
3 |
Чэнь, 辰 |
Юг-Восток-Восток |
16, 6, 18, 49, 43 |
4 |
Сы, 巳 |
Юг-Юг-Восток |
56, 7, 8, 9, 1 |
5 |
У, 午 |
Юг |
14, 37, 48, 31, 44 |
6 |
Вэй, 未 |
Юг-Юг-Запад |
50, 55, 59, 30, 38 |
7 |
Шэнь, 申 |
Юг-Запад-Запад |
32, 60, 13, 41, 12 |
8 |
Ю, 酉 |
Запад |
57, 45, 26, 22, 20 |
9 |
Сюй, 戌 |
Север-Запад-Запад |
54, 25, 36, 47, 23 |
10 |
Хай, 亥 |
Север-Север-Запад |
52, 63, 21, 28, 2 |
11 |
Цзы, 子 |
Север |
64, 39, 27, 61, 24 |
12 |
Чоу, 丑 |
Север-Север-Восток |
3, 15, 38, 46, 19 |
Каждая черта четырёх «правильных» гексаграмм (в отличие от остальных шестидесяти гексаграмм) управляет одним из 24 сезонов (6 умножить на 4 равно 24). Так например, начальная черта гексаграммы
Кань управляет Зимним Солнцестоянием; начальная черта гексаграммы
Чжэнь – Весенним Равноденствием; начальная черта гексаграммы
Ли – Летним Солнцестоянием; начальная черта гексаграммы
Дуй – Осенним Равноденствием.
Как явствует из приведённой выше таблицы, каждому месяцу отвечают по пять гексаграмм (из шестидесяти), т.е. получается двенадцать пятёрок гексаграмм. В каждой такой пятёрке обязательно имеется гексаграмма, относящаяся к группе «правитель» (
тяньцзы или
пи) и являющаяся главной среди данной пятёрки. Если отсчитывать от 11 месяца, с которого, как предполагается,
ян начинает свой рост, к группе
тяньцзы (правитель) относятся соответственно гексаграммы: №24
Фу (Возврат), №19
Линь (Посещение), №11
Тай (Рассвет), №34
Да чжуан (Великая мощь), №43
Гуай (Выход), №1
Цянь (Творчество), №44
Гоу (Перечение), №33
Дунь (Бегство), №12
Пи (Упадок), №20
Гуань (Созерцание), №23
Бо (Разорение), №2
Кунь (Исполнение). Причина, по которой именно эти гексаграммы были выбраны как «правитель» станет ясна, если расположить их в приведённой выше последовательности. В первой шестёрке из этой серии (№24
100000, №19
110000, №11
111000, №34
111100, №43
111110, №1
111111) мы видим, что влияние
ян (представлено начальной непрерывной чертой гексаграммы №24) постоянно растёт в следующих гексаграммах (до гексаграммы №1, где все черты – янские), в то же самое время
инь-черты убывают. Во второй серии, с гексаграммы №44
011111, происходит обратный процесс –
инь возрастает,
ян убывает – и так до гексаграммы №2
000000, где все черты – иньские. Таким образом, если сопоставить эти гексаграммы (они ещё называются
сяо си гуа 消息卦 – гексаграммы убывания и роста (см.
12 сяо си гуа (гексаграммы убывания и роста)) с месяцами так, что гексаграмма №24 будет соответствовать 11 месяцу (сезон «Зимнее Солнцестояние»), который отмечает начало солнечного года, и гексаграмму №2 соотнести с 10 месяцем (последним месяцем солнечного года), то мы увидим, что увеличение и уменьшение
ян и
инь-черт графически представляет колебания
инь и
ян в течение года.
Существуют аргументы (преимущественно филологического характера, что весьма типично для китайской традиционной науки) в пользу более раннего (т.е. доханьского) происхождения «6 дней, 7 частей» и «72
хоу»-теорий. Так, в пояснении ко второй черте гексаграммы №48
Цзин 011010 (Колодец) говорится: «井谷射鮒,
Цзин гу шэ фу ([Вода] в колодце падает, просвечивают рыбы [на дне])», [1, с. 204]. Лу Дэмин (556–627) в своём произведении
Цзин дянь ши вэнь (Исследуя классику, растолковываю письмена) по этому поводу говорит: «Фу, …, название рыбы». Кун Инда (574–648) в работе
Чжоу и чжэн и (Правильный смысл
Чжоу и), ссылаясь на Цзы Ся (507 – ? до н. э.)
[5], говорит: «В [гексаграмме]
Колодец „лягушка“ – [это] название рыбы (鮒
фу)“. А сунский комментатор Чжэн Ганчжун (1088–1154) в работе
Чжоу и куй юй (Высматривая второстепенное в
Чжоу и) отмечает: «Цзы Ся называет рыбу (
фу) лягушкой (
сяма 虾蟆)» [4, с. 48].
Возможным объяснением данной неоднозначности в понимании иероглифа
фу как раз и являются доханьские истоки учения о «6 днях, 7 частях». Дело в том, что гексаграмма
Цзин (в афоризме ко второй черте которой фигурирует разбираемый иероглиф) согласно теории «6 дней 7 частей» относится к пятому месяцу, на который приходится пик активности лягушек. Китайская пословица гласит:
Цинва и цзяо дамай хуан (青蛙一叫大麥黃, Только лягушки закричат – ячмень поспевает). Известно, что в Китае сбор урожая злаковых культур большей частью приходится на пятый месяц. Хуэй Дун (1697–1758), обсуждая упомянутое выше пояснение ко второй черте гексаграммы
Цзин отмечает: «
Фу,
сяма,
Цзы Ся и. Цзин,
уюэ гуа, гу ю сяма (鮒, 虾蟆, 子夏義. 井, 五月卦, 故有虾蟆. Согласно Цзы Ся,
фу – это лягушка (
сяма):
Цзин – гексаграмма пятого месяца, поэтому появляется [образ] лягушки)» [6, с. 168]. Аналогично, Чжу Чжэнь (1072–1138) в
Хань Шан И чжуань (Комментарии к
И цзину [господина] Хань Шана) трактует
Цзин как гексаграмму пятого месяца: «
Фу,
Цзы Ся цзо сяма,
цы уюэ гуа е. (鮒, 子夏作虾蟆, 此五月卦也.
Фу, Цзы Ся называет лягушкой, это гексаграмма пятого месяца)» [4, с. 49–50]. Поскольку известно, что Цзы Ся жил в эпоху Чжоу, то получается, что данная теория («6 дней, 7 частей») была известна уже в те времена, т.е. задолго до эпохи Хань.
Однако среди китайских учёных давно уже существуют серьёзные сомнения в аутентичности дошедших до нас фрагментов текста
Цзы Ся И чжуань (Комментарии к
И цзину [господина] Цзы Ся), приписываемого Цзы Ся. Так что в конечном счёте основательность рассмотренного выше довода в пользу доханьского происхождения теории «6 дней, 7 частей» и «72
хоу» оказывается в сильной зависимости от аутентичности сохранившихся фрагментов
Цзы Ся И чжуань.
Приложение
24 сезона |
Месяцы и соответствующие им черты правильных гексаграмм (чжэн гуа) |
72 пятидневки (候, хоу) и соответствующие им гексаграммы (ГГ); в скобках – название группы, к которой принадлежит данная ГГ. |
Начальная хоу |
Срединная хоу |
Конечная хоу |
Зимнее Солнцестояние |
Одиннадцатый месяц, вторая половина. Начальная черта гексаграммы Кань |
“Дождевые черви сворачиваются“. ГГ №61 Чжун фу (гун) |
“Кабарга (лось) теряет свои рога“. ГГ №24 Фу(пи) |
“Источники вод в движении“. ГГ №3 Чжунь, внутренняя часть(хоу) |
Малые Холода |
Двенадцатый месяц, первая половина. Вторая черта гексаграммы Кань |
“Дикие гуси улетают на север“. ГГ №3 Чжунь, внешняя часть(хоу) |
“Сороки начинают вить гнёзда“. ГГ №15 Цянь (дафу) |
“Фазаны начинают токовать“. ГГ №38 Куй (цин) |
Большие Холода |
Двенадцатый месяц, вторая половина. Третья черта гексаграммы Кань |
“Куры начинают нести яйца“. ГГ №46 Шэн (гун) |
“Хищные птицы летают высоко и стремительно“. ГГ №19 Линь (пи) |
“Водоёмы покрываются толстым слоем льда“. ГГ №62 Сяо го, внутренняя часть(хоу) |
Становление Весны |
Первый месяц, первая половина. Четвёртая черта гексаграммы Кань |
“Восточный ветер приносит холод“. ГГ №62 Сяо го, внешняя часть (хоу) |
“Звери в зимней спячке начинают шевелиться“. ГГ №4 Мэн (дафу) |
“Рыбы поднимаются вверх к поверхности льда“. ГГ №42 И (цин) |
Дождевая Вода |
Первый месяц, вторая половина. Пятая черта гексаграммы Кань |
“Выдра охотится за рыбой“. ГГ №53 Цзянь (гун) |
“Дикие гуси прилетают“. ГГ №11 Тай (пи) |
“Травы пускают ростки, на деревьях набухают почки“. ГГ №5 Сюй, внутренняя часть (хоу) |
Пробуждение Насекомых |
Второй месяц, первая половина. Верхняя черта гексаграммы Кань |
“Персик начинает распускаться“. ГГ №5 Сюй, внешняя часть (хоу) |
“Иволга поёт“. ГГ №17 Суй (дафу) |
“Ястреб охотится за горлицей“. ГГ №35 Цзинь (цин) |
Весеннее Равноденствие |
Второй месяц, вторая половина. Начальная черта гексаграммы Чжэнь |
“Ласточки прилетают“. ГГ №40 Цзе (гун) |
“Первые раскаты грома“. ГГ №34 Да чжуан (пи) |
“Сверкает молния“. ГГ №16 Юй, внутренняя часть (хоу) |
Чистота и Ясность |
Третий месяц, первая половина. Вторая черта гексаграммы Чжэнь |
“Зацветает тунговое дерево“. ГГ №16 Юй, внешняя часть (хоу) |
“Кроты охотятся за перепелами“. ГГ №6 Сун (дафу) |
“Появляется радуга“. ГГ №18 Гу (цин) |
Дожди для Злаков |
Третий месяц, вторая половина. Третья черта гексаграммы Чжэнь |
“Начинает цвести ряска“. ГГ №49 Гэ (гун) |
“Горлица хлопает крыльями“. ГГ №43 Гуай (пи) |
“Удод опускается на шелковичное дерево“. ГГ №56 Люй, внутренняя часть (хоу) |
Становление Лета |
Четвёртый месяц, первая половина. Четвёртая черта гексаграммы Чжэнь |
“Лягушки заквакали“. ГГ №56 Люй, внешняя часть (хоу) |
“Появляются дождевые черви“. ГГ №7 Ши (дафу) |
“Вырастают огурцы“. ГГ №8 Би (цин) |
Малое Насыщение |
Четвёртый месяц, вторая половина. Пятая черта гексаграммы Чжэнь |
“Расцветает осот“. ГГ №9 Сяо чу (гун) |
“Нежные растения умирают“. ГГ №1 Цянь (пи) |
“Наступает период слабой жары“. ГГ №14 Да ю, внутренняя часть (хоу) |
Колошение Хлебов |
Пятый месяц, первая половина. Верхняя черта гексаграммы Чжэнь |
“Появляются богомолы“. ГГ №14 Да ю, внешняя часть (хоу) |
“Сорокопут начинает петь“. ГГ №37 Цзя жэнь (дафу) |
“Пересмешник прекращает петь“. ГГ №48 Цзин (цин) |
Летнее Солнцестояние |
Пятый месяц, вторая половина. Начальная черта гексаграммы Ли |
“Олень теряет свои рога“. ГГ №31 Сянь (гун) |
“Цикады застрекотали“. ГГ №44 Гоу (пи) |
“Вырастают летние растения“. ГГ №50 Дин, внутренняя часть (хоу) |
Малая Жара |
Шестой месяц, первая половина. Вторая черта гексаграммы Ли |
“Начинают дуть тёплые ветра“. ГГ №50 Дин, внешняя часть (хоу) |
“Сверчки селятся в стенах“. ГГ №55 Фэн (дафу) |
“Птенцы ястреба учатся летать“. ГГ №59 Хуань (цин) |
Большая Жара |
Шестой месяц, вторая половина. Третья черта гексаграммы Ли |
“Сжигают старую прелую траву“. ГГ №10 Ли (гун) |
“Земля влажная и воздух жаркий“. ГГ №33 Дунь (пи) |
“Сильные дожди учащаются“. ГГ №32 Хэн, внутренняя часть (хоу) |
Становление Осени |
Седьмой месяц, первая половина. Четвёртая черта гексаграммы Ли |
“Приходят прохладные ветра“. ГГ №32 Хэн, внешняя часть (хоу) |
“Спускаются белые росы“. ГГ №60 Цзе (дафу) |
“Стрекочут осенние цикады“. ГГ №13 Тун жэнь (цин) |
Прекращение Жары |
Седьмой месяц, вторая половина. Пятая черта гексаграммы Ли |
“Ястреб высматривает птиц“. ГГ №41 Сунь (гун) |
“Небо и Земля посуровели“. ГГ №12 Пи (пи) |
“Злаки поспевают“. ГГ №57 Сюнь, внутренняя часть (хоу) |
Белые Росы |
Восьмой месяц, первая половина. Верхняя черта гексаграммы Ли |
“Появляются дикие гуси“. ГГ №57 Сюнь, внешняя часть(хоу) |
“Ласточки возвращаются“. ГГ №45 Цуй (дафу) |
“Птицы накапливают запасы съестного“. ГГ №26 Да чу (цин) |
Осеннее Равноденствие |
Восьмой месяц, вторая половина. Начальная черта гексаграммы Дуй |
“Гром сдерживает свой голос“. ГГ №22 Би (гун) |
“Звери, находящиеся зимой в спячке, закрывают свои норы“. ГГ №20 Гуань (пи) |
“Воды начинают высыхать“. ГГ №54 Гуй мэй, внутренняя часть (хоу) |
Холодные Росы |
Девятый месяц, первая половина. Вторая черта гексаграммы Дуй |
“Дикие гуси прилетают погостить“. ГГ №54 Гуй мэй, внешняя часть (хоу) |
“Воробьи лезут в воду за моллюсками“. ГГ №25 У ван (дафу) |
“Расцветают жёлтые хризантемы“. ГГ №36 Мин и (цин) |
Выпадение Инея |
Девятый месяц, вторая половина. Третья черта гексаграммы Дуй |
“Волки охотятся за крупным зверем“. ГГ №47 Кунь (гун) |
“Листья на деревьях желтеют и опадают“. ГГ №23 Бо (пи) |
“Звери, спящие зимой, залегают в спячку“. ГГ №52 Гэнь, внутренняя часть (хоу) |
Становление Зимы |
Десятый месяц, первая половина. Четвёртая черта гексаграммы Дуй |
“Вода превращается в лёд“. ГГ №52 Гэнь, внешняя часть (хоу) |
“Земля начинает замерзать“. ГГ №63 Цзи цзи (дафу) |
“Фазаны заходят в воду за моллюсками“. ГГ №21 Ши хэ(цин) |
Малые Снега |
Десятый месяц, вторая половина. Пятая черта гексаграммы Дуй |
“Радуга больше не появляется“. ГГ №28 Да го (гун) |
“Ци Неба поднимается вверх, Ци Земли опускается вниз“. ГГ №2 Кунь (пи) |
“Всё застывает, и наступает зима“. ГГ №64 Вэй цзи, внутренняя часть (хоу) |
Большие Снега |
Одиннадцатый месяц, первая половина. Верхняя черта гексаграммы Дуй |
“Горный фазан прекращает петь“. ГГ №64 Вэй цзи, внешняя часть (хоу) |
“Тигры начинают спариваться“. ГГ №39 Цзянь (дафу) |
“Рождается ирис“. ГГ №27 И (цин) |
Источники: [4, с. 146–148; 5, с. 114–117]
Литература 1.
Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». Санкт-Петербург, 1992.
2.
Лю Дацзюнь,
Линь Чжунцзюнь. Чжоу и гу цзин байхуа цзе (Древний текст «Чжоу и» и его переложение на современный язык). Цзинань, 1989.
3.
Гао Хуайминь. Лян Хань исюэ ши (История ицзинистики [в период] обеих Хань). Тайбэй, 1983.
4.
Лю Юйцзянь. Лян Хань сяншу исюэ яньцзю (Исследование образно-числовой ицзинистики [периода] обеих Хань), Т. 1. Наньнин, 1996.
5.
Фэн Юлань. A History of Chinese Phylosophy. Vol. 2. Princeton, 1953.
6.
Хуэй Дун. Чжоу и шу (Изложение [учения] «Чжоу и»). Тяньцзинь, 1989.
7.
Исаева М.В. Чэньвэй и проблема их возникновения у современных китайских исследователей / XXIX научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1999.
8. Чжоу и цыдянь. Люй Шаоган чжубянь (Словарь по «Чжоу и». Под ред.
Люй Шаогана). Чанчунь, 1992.
9. Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994.
10.
Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. М., 1982.
11.
Воробьёв А.Н. Традиционный китайский календарь. М., 2000.
Опубл.: Общество и государство в Китае: XXXII научная конференция / Ин-т востоковедения; Сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. – М.: Вост. лит., 2002. – 366 с. С. 161-169..
- ↑ “Правильными” данные гексаграммы называются потому, что, во-первых, они состоят из одинаковых триграмм, а во-вторых, соотносятся с четырьмя главными направлениями горизонта и четырьмя временами года: севером, югом, востоком и западом; зимой, летом, весной и осенью соответственно.
- ↑ Названия данных сезонов см. в Приложении.
- ↑ За исключением гексаграмм, относящихся к группе чжухоу, каждая из которых соотносится с двумя пятидневками-хоу, причём её (гексаграммы группы чжухоу) внутренняя часть (нижняя триграмма) соотносится с одной пятидневкой-хоу, а внешняя часть – с другой, непосредственно за ней следующей пятидневкой. Таким образом устанавливается соответствие между 60 гексаграммами и 72 пятидневками-хоу.
- ↑ Н.Ю. Агеев невнимательно воспроизвел данную таблицу. Во-первых, отраженные в ней соотношения были представлены Фэн Ю-ланем в первоначальном китайском издании его «Истории китайской философии» (Чжунго чжэсюэ ши. Шанхай, 1934, с. 558) не прямо и не в табличном виде, а в процитированном фрагменте из «ицзинистического апокрифа» (и вэй 易纬) «Цзи лань ту» 稽览图 («Проверочные и наглядные изображения», цз. 2), где фигурируют не номера, а названия гексаграмм. Рассматриваемая же таблица появилась через два десятка лет в английском переводе его труда, где ее составил переводчик Д. Бодде, для упрощения передавший цитату из «Цзи лань ту» с помощью парафраза (Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy / Tr. by D. Bodde. Vol. II. Princeton, 1953, p. 107). Во-вторых, при исходном цитировании в текст Фэн Ю-ланя вкралась ошибка: 4-ю позицию в строке 6-го месяца (вэй) заняла гексаграмма Ли № 30 вместо имеющей омонимичное название (в чем, видимо, причина ошибки) Ли № 10 (Линь Чжун-цзюнь. «И вэй» дао-ду (Руководство к прочтению «ицзинистических апокрифов»). Цзинань, 2002, с. 162). В-третьих, хотя Ли № 30 не должна присутствовать в данном 60-членном наборе, поскольку входит в дополняющую его четверку «правильных гексаграмм» (чжэн гуа), Д. Бодде не только слепо повторил это искажение, но и прибавил к нему неправильную замену соседней (5-й в 6-м месяце) гексаграммы Дунь № 33 гексаграммой Куй № 38, которая стала нарушающим общий порядок повторением таковой, стоящей на своей законной 3-й позиции в 12-м месяце (чоу). Соответственно все эти искажения перекочевали в статью Н.Ю. Агеева. – Кобзев А.И.
- ↑ Цзы Ся (子夏), также его называли Бу Шан (卜商). Родился в 507 г. до н. э. на территории современной провинции Хэнань. Год смерти неизвестен. Ученик Конфуция. Цзы Ся был весьма сведущ в канонах. Конфуций довольно высоко оценивал способности Цзы Ся, считая его своим достойным преемником. После смерти Конфуция Цзы Ся преподавал в Сихэ (西河), что между Цзихэ (濟河) и Хуанхэ (黃河).